30.10.2019
  • Ru blogs

Автомобильная революция: как города избавляются от зависимости

Большой город… Что предстает в вашем воображении? Наверное, что-то вроде Нью-Йорка: вереница машин, суета, гудки. Именно автомобили являются первой ассоциацией на городскую тему. Мы в ЮИТ не смогли обойти этот вопрос стороной, ведь наша задача - создавать устойчивую городскую среду, а значит, делать ее лучше и комфортнее для жителей, а также устойчивой с точки зрения экологии. Что мы как девелопер можем сделать в этой области?

В нашей стране личный автомобиль всегда был чем-то большим, чем просто средство передвижения. Престиж, демонстрация определенного положения в обществе, благосостояние… «Чайки», «Волги», а затем и иномарки – вот что будоражило сознание городских обитателей. И только во втором десятилетии двухтысячных положение дел стало меняться. Сложно сказать, что стало основным триггером: предельное напряжение автомобильной инфраструктуры в больших городах, значительное удорожание обладания личным транспортным средством или постепенное изменение общественного сознания в сторону ответственного потребления? Кроме этого, жители больших городов стали больше ценить близость природы к своему дому. Не везде в шаговой доступности есть парк, и тогда роль зеленой зоны берет на себя двор. Мы как девелопер ведем активную работу в этом направлении: стараемся делать дворы зелеными и не загруженными припаркованными тут и там автомобилями. Делаем во дворах парковки для велосипедов, устраняя тем самым необходимость каждый раз тащить велосипед домой.

Любому покупателю авто быстро становится понятно, что сумма, уплаченная за «железного коня», не является финальной. Сюда придется добавить транспортный налог, страхование (хотя бы обязательное ОСАГО), покупку и замену шин, топливо и так далее. В итоге, «конь» может превратиться из трехлетней иномарки за вменяемые, казалось бы, деньги в настоящего сказочного Конька-горбунка.

Согласно данным консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers за 2017 год, средняя стоимость владения самым скромным автомобилем в год (при условии, что он кредитный) равна почти 200 000 рублей! Если добавить к этой сумме стоимость парковки по столичным расценкам, а также не учтенные в исследовании штрафы, которые рано или поздно получает почти каждый участник дорожного движения, сумма легко может удвоиться.  В то же время средняя стоимость поездки на такси в столице составляет порядка 450 рублей, а в регионах эта сумма еще меньше. Таким образом, если верить данным, обладание собственным авто равно по цене пользованию такси на ежедневной основе!

Постепенно обладание личным авто становится все менее и менее привлекательным.

Различные виды аренды автомобилей существовали уже довольно давно. Это и привычный всем «туристический» прокат, и так называемый «подменный» автомобиль, и, собственно, каршеринг – кратковременная аренда машины в городе. В Европе и США подобные сервисы начинали появляться еще в 70-х годах прошлого века. Сюрпризом для многих станет и тот факт, что аренда автомобилей существовала и в СССР – шла активная пропаганда автопутешествий на заемном автомобиле. По разным причинам, каршеринг в те времена так и не получил широкого развития, чего не скажешь о 2000-х: сейчас уже сложно представить себе любую европейскую столицу без возможности недорого прокатиться за рулем. Более того, операторы каршеринга предлагают все новые и новые услуги: совершенствуют программное обеспечение, приобретают дорогие или необычные авто и электрокары.

Аналитики PwC прогнозируют, что парк столичного каршеринга к 2025 году утроится. Высокий спрос наглядно демонстрирует большое количество операторов: в одной только столице их уже 16, несколько из которых, помимо Москвы, завоевывают рынки регионов.

В летнее время часть автолюбителей могут сменить четыре колеса на два, воспользовавшись услугами велопроката или проката электросамокатов. Этот вид аренды пришел к нам из Европы и появился еще раньше каршеринга. Экологично, экономно и практично – так можно охарактеризовать велосипед.

Городские власти также следят за трендами. Создается все больше инфраструктуры: специальные велодорожки и дорожные знаки, велопарковки. Для машин каршеринга предоставляются парковочные места. Значительные изменения произошли и в сфере городского транспорта. Если говорить о Москве, то за последний год появилось более 15 новых станций метро, готовятся к открытию «Московские диаметры», растет количество новых маршрутов автобусов и троллейбусов.

Осознание того, что города задыхаются от автомобилей и их выхлопов, приходит, пожалуй, уже на всех общественных уровнях. Приятно видеть, как быстро возникают альтернативы и насколько легко они подхватываются конечными пользователями.

Концерн ЮИТ держит руку на пульсе планеты и не отстает от этого движения. Родной для компании Хельсинки является одним из самых «думающих» об экологии городов в мире. Город имеет стратегию по противодействию потеплению климата, в которой, в частности поставлена цель – стать углеродно-нейтральным городом к 2035 году. Внес свой вклад в реализацию этой стратегии и ЮИТ: концерн реализует комплекс Трипла, симбиоз жилой застройки и транспортного узла. В состав Триплы помимо жилых и офисных кварталов и торгового центра входят здание нового вокзала станции Пасила и терминал общественного транспорта. Таким образом, комплекс Трипла является олицетворением победы общественного транспорта над личным: новые жильцы смогут легко и быстро добираться от дверей квартиры до центра города или пригорода Хельсинки, а также в аэропорт. Кроме того, в здании торгового центра в составе комплекса Трипла предусмотрено максимальное количество парковочных мест для велосипедов - целых 3 250, гораздо больше, чем в других торговых центрах в Финляндии. Для тех, кто все-таки пользуется личным автомобилем, тоже есть экологичный вариант – в паркинге есть места для подзарядки электромобилей. Такое комплексное решение значительно снижает уровень выбросов СО2.

Не отстают компании концерна и в других странах. Например, в Польше ЮИТ впервые начал сотрудничество с крупной каршеринговой компанией. На территории строящегося комплекса ЮИТ пять парковочных мест будет отведено для стоянки арендных автомобилей.

В России же в список достижений концерна можно включить, во-первых, тот факт, что практически все комплексы находятся в пешей доступности от остановок общественного транспорта, а во-вторых, реализацию концепции «двор без машин». Это означает минимум парковочных мест в общем дворе, возможность проезда только для разгрузки-погрузки или для аварийных служб. Освобождение двора от машин позволяет эффективно использовать пространство – устанавливать современные детские и спортивные комплексы, украшать территорию объектами ландшафтного дизайна. Кроме того, «двор без машин» делает дворовую территорию более безопасной, а воздух, которым дышат жители, – более чистым.

Нужно отметить, что тема экологичности уже начинает завоевывать и умы покупателей. Поэтому вполне возможно, что уже в ближайшем будущем и в России концерну удастся предпринять какие-то более интересные и новаторские меры. Будем держать вас в курсе!