23.10.2016
  • Ru blogs

Финские игры на свежем воздухе

Во дворах жилых домов в Финляндии всегда играли – и продолжают играть. Многие традиционные игры на свежем воздухе знакомы не только детям, но и их родителям, и бабушкам/дедушкам. В настоящее время, например, в школьных дворах можно обнаружить готовые игровые площадки, подходящие именно для традиционных дворовых игр. В школьном дворе может быть готовое размеченное место, напр., для игры под названием «Горшок с дегтем» или «Классиков».

«Вышибалы» на качелях

(У этой игры, придуманной на основе игры «Вышибалы», имеется много названий в зависимости от региона: keinupehvis, keinupeffis, keinumatti, keinupallo…)

Игроки сидят на качелях. Из-за черты, проведенной на земле, один из игроков пытается «вышибить» игроков с качелей, попав мечом выше колена. В голову попадать нельзя. За качелями может находиться человек, возвращающий мяч обратно вышибале.

В данной игре вышибала может вышибить игрока либо попав в него мячом, либо поймав мяч, отброшенный ногой игроком, сидящим на качелях. Вышибить можно также, быстро прижав мяч к земле, если вышибала замечает, что ноги игрока на качелях коснулись земли. Цель игроков на качелях - как можно дальше пнуть ногой, кинутый в их сторону мяч. Пока вышибала бежит, чтобы поднять мяч, игрок на качелях может попросить пощады («милостивый мяч»), обежав вокруг заранее выбранного объекта, напр., вокруг уличного фонаря или песочницы, прежде чем вышибала успеет вернуться обратно к черте. С помощью «милостивого мяча» игроку на качелях прощается одно вышибание. Если игрока на качелях «вышибли», он становится позади качелей, сменяя человека, который становится вышибалой. Иногда можно также договориться о том, что и человек, стоящий сзади, может вышибать игроков на качелях.  

«Зеркало»

«Зеркало» – игра, в которую можно играть и в небольшом дворе. Эта игра традиционно пользуется популярностью, например, на школьных переменах.


Игра начинается с проведения на земле черты примерно в 20 шагах от стены. Один из игроков является «зеркалом», остальные – игроки. «Зеркало» становится у стены, а остальные игроки – за черту. «Зеркало» поворачивается к стене спиной к другим игрокам. Когда «зеркало» стоит, повернувшись лицом к стене, остальные игроки могут двигаться в направлении стены и «зеркала». «Зеркало» может опять повернуться лицом к игрокам, когда угодно, и когда оно поворачивается, остальные игроки должны сразу остановиться. Если «зеркало» видит кого-нибудь движущимся, оно выкрикивает имя игрока, и он должен вернуться обратно к исходной черте.
Выигрывает тот, кто первым дотронется до стены. Он становится следующим «зеркалом».

Пятнашки «ноги врозь»

Это быстрая подвижная игра в пятнашки. Один из игроков – водящий, и его задача - поймать остальных игроков. Пойманным считается тот убегающий, кого водящий «запятнал», дотронувшись рукой.


Тот, кого запятнали, должен остаться стоять на месте «ноги врозь». Остальные игроки могут «спасти» пойманного, если проползут между его ног. Тогда пойманный может снова убегать.  Игра в пятнашки заканчивается, когда все стоят «ноги врозь». 


Первый пойманный игрок становится водящим.

«Мяч в банке»

Это игра, для которой требуется много игроков и мяч. Из игроков выбирают одного водящего, а мяч кладут в «банку», роль которой может играть, например, начерченный на земле круг или другое похожее место. 


Игра начинается с того, что кто-то из игроков пинает мяч в желаемом направлении, и игроки бегут прятаться. Водящий подбирает мяч и возвращает его в «банку», выкрикивая при этом «мяч в банке». Теперь он может отправляться искать других игроков.


Когда водящий находит спрятавшегося, он бежит к мечу и выкрикивает имя увиденного игрока: «Терхи в банке». Найденный игрок остается ждать на видном месте. Другие спрятавшиеся игроки могут спасти найденного игрока, подбежав к банке и пнув мяч из банки, прежде чем водящий успеет подбежать на место.


Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут найдены.

 «Горшок с дегтем» 

В «горшок с дегтем» играли все финны. В него играют даже на школьных уроках физкультуры.


Для игры в «горшок с дегтем» на земле надо начертить круг, а вдоль его окружности для каждого игрока необходимо начертить свое место в форме полукруга. Один из игроков водит, остальные игроки становятся на свои места в полукруг. У водящего в руке имеется какой-нибудь предмет, например, шишка или небольшая палка. Он ходит позади игроков и роняет этот предмет около какого-нибудь игрока. Теперь этот игрок должен схватить предмет и бежать с ним в руке в противоположном по отношению к водящему направлению. Оба пытаются успеть занять освободившееся место. Тот, кто не успел, становится водящим.


Почему игра называется «горшок с дегтем»? Это связано с тем, что в середине круга находится более маленький круг, то есть «горшок с дегтем». В него попадает тот игрок, который не заметил, что водящий уронил предмет позади него, и водящий успевает обойти весь круг. Игрок выбирается из «горшка с дегтем», когда туда попадает следующий игрок.

«Следуй за вождем»

«Следуй за вождем» – игра, которая поднимает людям настроение. В этой игре можно также немного подурачиться. Правила позволяют играть даже вдвоем.


Игроки ходят вокруг двора, и один из них – вождь, идущий впереди.  Идущие сзади следуют за вождем и повторяют все его дурачества. Он может прыгать на одной ноге, идти на корточках и делать любые забавные и чудаческие вещи.

«Классики»

Это игра, которую знают во всем мире. Она является популярной дворовой игрой также и в Финляндии. На земле чертят и нумеруют квадратики. Каждый игрок подыскивает себе плоский камешек («битку»). Игрок, когда подходит его очередь, кидает камешек в один квадратик и пытается пройти квадратики как можно быстрее без ошибок.


Первый раз камешек бросают в ближайший к игроку квадрат, во второй заход камешек бросают во второй квадрат, и так далее. После бросания битки игрок начинает прыгать на одной ноге из квадратика в квадратик. Ему нельзя наступать в квадрат, где находится камень, он должен перепрыгнуть через него. Цель заключается в том, чтобы каждый игрок прошел «классики» и дошел до «неба», то есть до квадратиков 9 и 10, повернулся и вернулся назад, прыгая на одной ноге.

    
Два расположенных рядом квадрата являются местом отдыха, куда игрок может наступить обеими ногами одновременно. На тот квадрат, где находится камешек, нельзя наступать совсем. Прыгая обратно, игрок подбирает камешек, не наступая, тем не менее, на квадрат, где камешек находится. Если игрок нарушает правило и наступает в квадрат с биткой, ему приходится передавать свою очередь другому игроку. Камень ему придется оставить на месте в прежнем квадрате. Если битка попадает на границу двух квадратов, она остается на месте в предыдущем квадрате, и игрок вынужден передать очередь другому игроку.


Побеждает в «классики» тот, кто первым кинул камешек в каждый из 10 квадратов и пропрыгал каждый раз «классики» от начала до конца.

Закрыть